Колективна робота над законом про освіту (з досвіду Росії).

Ми вже писали про Колективну роботу над моделями навчальних програм (з досвіду Естонії).
Наступний цікавий зразок - проект "Общественная экспертиза закона об образовании".

Проект и площадка "Общественная экспертиза закона об образовании" - шаг в сторону освоения новых форм коллективной сетевой деятельности, когда перед участниками открывается возможность не только возможность отнестись к проекту закона, не только высказать свою оценку по конкретным разделам, но и возможность конструктивного участия, редактирования, дополнения и видоизменения структуры будущего закона. Поскольку это один из первых шагов в сторону совместной деятельности представителей различных социальных миров, то основные проблемы связаны даже не с технической поддержкой, а с взаимным недоверием, опасениями ненужности и демонстративности. При этом внешние комментаторы проекта признают, что сама его реализация и создание вики-площадки, на которой происходит коллективная деятельность учителей, преподавателей и сотрудников министерства,  говорят об удивительных изменениях, которые даже не грезились авторам первых образовательных вики-проектов.  

Деятельность на площадке edu.crowdexpert.ru направлена на решения нескольких задач:
  1. Улучшение пунктов и статей главы закона об образовании
  2. Привлечение внимание общественности к законотворческой деятельности. Как показывают обсуждения на площадке, большинство учителей относятся к чтению закона, как к чуждой, а уж изменение закона и вовсе является табуированной активностью. Демонстрация того, как происходит обсуждение, редактирование и развитие статей закона само по себе имеет серьезное образовательное значение, поскольку понять новую деятельность можно только приняв в ней участие. За время работы сайта на первой странице зафиксировано более 10 тысяч посещений. При этом только 400 из большого числа зрителей, решились пока принять участие в проекте. И это сообщество пока выдвинуло только 82 собственных версий пунктов статей.
  3. Привлечение внимания и общественности и государства к возможностям сетевого краудсорсинга для коллективного поиска наилучших решений  общественно-значимых, комплексных проблем. 

Содержание, представленное на сайте edu.corowdexpert.ru

Для обсуждения, редактирования и оценивания была предложена глава № 12 проекта закона - http://edu.crowdexpert.ru/edu
Глава состоит из статей. Каждая статья разбита на отдельные пункты. Участники могут комментировать статьи. Пункты можно  не только комментировать, но и оценивать.
По просьбам участников на площадке был размещен полный текст проекта закона. В разделе http://edu.crowdexpert.ru/Chapters представлен полный гипертекст закона, по которому можно вести поиск, комментирование отдельных глав и статей. Все статьи кроме двенадцатой  закрыты для редактирования участниками и не могут оцениваться. Это только вспомогательный материал, хотя некоторые участники выражали желание править и расширять весь проект закона. 

Расширение содержания:
Отдельная возможность - выдвигать новые идеи, если участник видит, что какие-то разделы в законе отсутствуют, то он может представить свои предложения в разделе http://edu.crowdexpert.ru/edu/extra
Близкая возможность - расширение тезауруса - http://edu.crowdexpert.ru/edu/Low_Discussion/Thesaurus - если какой-то термин необходим для понимания закона, то участники могут его в этом разделе разместить.

Сообщество площадки edu.crowdexpert.ru

Для привлечения участников к работе на площадке были использованы приглашения и представления на других площадках коллективной деятельности - Летописи, Открытый Класс, СоцОбраз и другие. Для привлечения внимания и объяснения принципов работы был организован вебинар, для участия в котором записалось более ста желающих, а приняло участие около 50 человек. Материалы вебинара размещены в сети. Пояснительными материалами служат так же скринкасты, в которых представлена последовательность действий на сайте.
Общая схема  деятельности проста и  представлена на первой странице сайта:

  1. Читатели знакомятся с гипертекстом проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и целями разработки нового закона. 
  2. Заинтересованные читатели регистрируются, заполняют свои страницы и становятся участниками обсуждения, оценки и улучшения закона. 
  3. Участники комментируют статьи и пункты главы «Общее образование» . Это роль экспертов, дающих отзыв на проделанную работу.
  4. Участники создают свои собственные версии пунктов статей главы «Общее образование». Это роль авторовтекста. Наши авторы создают собственные версии, расширяют тезаурус закона, редактируют структуру закона
  5. Участники голосуют за официальные и авторские версии пунктов статей. Это роль экспертов, отбирающих лучшие варианты пунктов закона и выделяющих самых конструктивных авторов.

Кроме обсуждения на площадке существуют еще и внешние формы обсуждения и продвижения проекта - группы в Google и FriendFeed (http://friendfeed.com/edpractices). К настоящему моменту мы видим только заинтересованное и содержательное участие. В первый месяц работы над проектом на площадку пришли заинтересованные родители и работники образования и не было отмечено ни одного случая вандализма и были лишь редкие попытки троллинга.

Детальна інформація про проект на блозі Учимся с Google.

No Response to "Колективна робота над законом про освіту (з досвіду Росії)."

Дописати коментар